Jump to content
Sign in to follow this  
Nemo

Различия в системах полного привода

Recommended Posts

Различия в системах полного привода взято от сюда http://jeep.avtograd.ru/systems/index.htm

(зачастую скрываемые производителями внедорожников).

Есть один "секрет" у "4WD" автомобилей и , если Вы не очень искушенный человек, достаточно легко впасть в заблуждение. Большинство собирающихся купить полноприводный автомобиль не знают что: Почти все "полноприводные" автомобили, которые Вы видите на улицах, на самом деле вовсе не являются полноприводными.

Конечно, продавцы говорят, что продаваемый ими автомобиль - полноприводный, покупатели им верят, покупают эти автомобили, свято веря, что купили полноприводный автомобиль. Однако, большинство из этих автомобилей имеют непостоянный привод на все колеса, так называемый "part-time" полный привод, что означает, что передвигаясь по городу, Вы ДОЛЖНЫ иметь включенный привод только задних колес.

Буквальный перевод термина "part-time" означает - "частичное время", то есть передается смысл, что полный привод можно включать Рис. 2 только кратковременно (!!!), на скользкой, мокрой поверхности. Иначе Вы повредите всю трансмиссию. Все это по причине отсутствия в таких системах межосевого дифференциала. Есть некоторые исключения. Land Rover / Range Rover вместе с Toyota Land Cruisers имеют хорошую, блокируемую систему полного привода "full-time". Буквальный перевод термина "full-time" означает - "полное время", то есть передается смысл, что полный привод можно держать включенным постоянно, т.е. без ограничений.

Многие из систем полного привода, именующие себя системами "full-time", в действительности являются системами "part-time", но автоматизированными. Однако, многие, купившие себе подобные полноприводные автомобили, не понимают, что если они не выезжают на бездорожье, а ездят по асфальту, они имеют, на самом деле, простой заднеприводный автомобиль, имеющий к тому же (ввиду особенностей конструкции внедорожников) более худшие характеристики управляемости, тормозные качества, более высокий расход топлива и меньший уровень безопасности. Платя за все это гораздо большие деньги! Глупо, не правда ли?

Системы полного привода Все системы полного привода можно разбить на следующие категории:

Группа 1: Part Time Нижеперечисленные автомобили используют систему "part-time", в которой передний мост ДОЛЖЕН быть отключен, если Вы передвигаетесь по дороге с твердым покрытием. Полноприводники с такими системами получаются более дешевыми, на бездорожье такие системы работатют достаточно хорошо, но если Вы в действительности не собираетесь на бездорожье, то покупать внедорожник с такой системой - это пустая трата денег, потому взамен Вы получаете большеразмерный, пожирающий топливо заднеприводный универсал.

• Hyundai Galloper

• Hyundai Terracan

• Nissan Safari (до 1998г)

• Nissan Terrano

• Kia Retona Cruiser

• Kia Sportage

• Kia Sorento (в комплектации LX и TLX)

• Ssangyong Musso

• Ssangyong Korando

• SsangYong Rexton (в комплектации с механ.коробкой)

• Suzuki Vitara/Escudo (до 2005 года)

• Toyota Hilux Surf (до 1997г)

Группа 2: On demand - автоматизированный Part Time On demand - это системы, в которых автомобиль едет в режиме заднего привода, пока задние колеса не начинают проскальзывать. В этом случае система подключает передний мост и передает на него часть крутящего момента. Это означает, что Вы все еще имеете заднеприводный автомобиль, но после начала буксования колес система начинает Вам помогать. В большинстве случаев, слишком поздно. Есть системы, где автомобиль постоянно движется на переднем приводе, а при проскальзывании подключается задний мост. Суть от этого не меняется. Считается, что это хорошие системы для снега. Это низкозатратный путь получить полноприводную систему, которую производитель может называть системой "full-time".

На самом деле такие системы назваются "On demand", что в буквальном переводе означает "По требованию", т.е. второй мост подключается по мере необходимости. Момент необходимости определяет, естественно, автоматика, а не водитель.

• Isuzu Bighorn

• Honda CRV

• Hyundai Terracan (опцианально)

• Honda HR-V

• Honda MDX

• Honda Element

• Kia Sorento (Limited)

• Nissan X-Trail (постоянно подключен передний мост, задний подключается при проскальзывании переднего)

• Nissan Pathfinder/Terano (после 1995г с раздаточной коробкой All Mode 4×4)

• Mazda Tribute

• SsangYong Rexton (в комплектации с автомат.коробкой)

Группа 3: Городской Full Time Следующие автомобили имеют межосевой дифференциал и работают все время в действительно полноприводном режиме, давая Вам полноприводные возможности в городском режиме. Но - конструкция соединения между передним и задним мостом позволяет им проскальзывать относительно друг друга (отсутствует пониженая передача), что вообщем-то хорошо для городского режима, но не идеально для бездорожья. Те, кто не собирается выбираться на бездорожье, наличие этого недостатка не должно беспокоить. Такие системы для них - наилучший вариант.

• Daihatsu Terios (понижающая передача отсутствует)

• Hyundai Santa Fe (несимметричный дифференциал 60:40, блокируемый вискомуфтой)

• Hyundai Tuscon

• Mitsubishi Pajero iO/Pinin

• Toyota RAV4

• Toyota Cami

• Toyota Harrier/Kluger

Группа 4: Full Time, на дороге и вне дорог Нижеперечисленные автомобили имеют настоящую систему "full-time" и, что не менее важно, блокировку межосевого дифференциала, что означает, что эти автомобили ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сконструированы для работы в режиме постоянного полного привода на дорогах с твердым покрытием и имеют также отличные внедорожные качества. Это самый идеальный набор, он может быть выполнен конструктивно разными путями, хуже или лучше. К несчастью, и дороже.

• Nissan Patrol/Safari (с 1998г)

• Mitsubishi Montero/Pajero

• Mitsubishi Challenger

• Suzuki Escudo (с 2005 года)

• Toyota Land Cruiser

• Toyota Prado

• Toyota Hilux Surf (с 1998 года и опционально)

Первая из 4-х групп хороша для использования на бездорожье, но полностью бесполезна на шоссе. Вторая группа хороша для использования на снегу, но в остальном не так хороша, как должно быть. Третья группа хороша для шоссе, города и плоховата на бездорожье. Четвертая группа может все. Конечно, она и более дорогая тоже. Конечно, время не стоит на месте и списки автомобилей в группах могут быть неполными, но они показывают, как неискушенный покупатель может быть одурачен. Хуже всего, что продавцы внедорожников зачастую тоже не имеет понятия об этих различиях. Пойдите к дилеру автомобилей Jeep и продавец включит на автомобиле Wrangler передний мост и пониженную передачу и начнет выписывать "восьмерку" по площадке. Шины визжат, стучат карданные валы и т.д. Мне жаль будущего владельца этого автомобиля. Большинство из продаваемых внедорожников - это автомобили первой группы и, если Вы не будете ездить по бездорожью, то Вы купили дорогой, тяжелый, пожирающий топливо, заднеприводный "универсал". Любой полноприводный легковой автомобиль Subaru или Volvo был бы намного лучшим выбором для большинства покупателей, дающим экономию топлива и более комфортную езду.

Предостережения и опасности

Возьмем, например автомобиль Chevy. Он имеет систему "part-time" и когда передний мост подключен, передние и задние колеса должны вращаться с одинаковой скоростью. Это означает, что когда Вы поворачиваете, колеса начинают проскальзывать. Это не очень заметно на поворотах большого радиуса, но крутых поворатох передние колеса начинают проскальзывать и Вы можете просто "улететь" с дороги. Это также заметно на рыхлом песке. С другой стороны, хорошая система "full-time" позволяет колесам вращаться с разными скоростями (из-за наличия межосевого дифференциала). Еще одна опасность. Извините за банальность, но если Вы, например, на Kia Sorento с системой "part-time" включите передний мост, думая, что это поможет во время дождя, то можете попасть в серьезную аварию...

 

 

И еще чуть-чуть

Полный привод Mitsubishi v.1.0--------------------------------------------------------------------------------

В завершающей части нашего обзора конструкций японских полноприводных автомобилей - Mitsubishi Motors Corporation.

 

1. FullTime

 

Самая распространенная схема "настоящего" полного привода использовалась практически на всех исходно-переднеприводных моделях. Здесь имеются три дифференциала, межосевой (размещенный, в зависимости от конкретной схемы, в картере КПП или картере раздаточной коробки) блокируется вискомуфтой, а момент равномерно распределяется между осями. Этот принцип аналогичен тойотовской стандартной схеме второго поколения.

Опционально применялись самоблокирующиеся (при помощи вискомуфты и фрикционные) межколесные дифференциалы, а также задний дифференциал типа AYC.

 

Плюсы - устойчивость на дороге, относительная предсказуемость поведения, неплохая проходимость и надежность.

Минусы - недостаточный коэффициент блокировки вискомуфтой и скорость ее "срабатывания".

 

Модель Модификации

Lancer-Mirage-Libero (CCxA*) hatch. 1991-1996, (CDxA) sed. 1991-1996, (CDxW) wag. 1992-1999

Lancer-Mirage (CLxA) 1996-2001 (hatchback), (CMxA) 1996-2000 (sedan)

Lancer Evolution IV (CN9A) 1996.09-1998.02, AYC - опция для GSR

Lancer Evolution V (CP9A) 1998.02-1999.01, AYC - опция для GSR99, ост. - LSD (RS/GSR99)

Lancer Evolution VI (CP9A) 1999.01-2000.03, AYC для GSR2000

Galant-Emeraude-Eterna (E7xA, E8xA) 1992-1996

Galant-Legnum (ECxA, ECxW) 1996-2003

Galant-Legnum (EC5A/EC5W) VR-4 (AYC для всех) 1996-2002

RVR (N1xW/N2xW) 1991 - 1997.08

RVR (N6xW/N7xW) 1997.09 - 2003.01

Chariot/Grandis (N3xW/N4xW) 1992.06 - 1997.07

Chariot/Grandis (N8xW/N9xW) 1997.08 - 2002

Diamante-Sigma (F2xA) (sedan) 1990.05-1994.11

Diamante (F4xA) (sedan) 1994.12-2002.10

GTO/3000GT (Z1xA) 1990.10-2000.09

Airtrek / Outlander (CUxW) 2001.03-...

* - здесь и далее, "x" обозначает конкретную модификацию двигателя.

 

2. VCU

 

Постепенный отход от полноценного 4WD был поддержан всеми японскими автопроизводителями, не стала исключением и MMC.

Схема с VCU (Viscous Coupling Unit) аналогична тойотовской V-Flex II - межосевой дифференциал в ней отсутствует, момент направляется по карданному валу назад, где перед редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора при значительной пробуксовке передних колес. В остальное время машина остается переднеприводной. Опционально устанавливался задний фрикционный LSD-дифференциал.

 

Плюсы - простота и дешевизна.

Минусы - адекватность поведения при активной езде, недостаточный коэффициент блокировки, низкая скорость срабатывания.

 

Модель Модификации

Lancer-Cedia (CSxA, CSxW) 2000.05-...

Mirage Dingo (CQxA) 1999.01-2002.12

Dion (CRxW) 2000.01-...

eK Sport-Wagon-Classy (H81W) 2001.09-...

eK Active (xBA-H81W) 2004.05 -...

Minica (H12V/H15A) 1984-1988

Minica (H26A/H27A/H27V) 1990.02-1993.08

Minica (H36A/H37A) 1993.08-1998

Minica (H46A/H47A) 1998.08-...

Minica Toppo (H27A/H27V) 1990.02-1993.08

Minica Toppo (H36A/H37V) 1993.08-1997.10

ToppoBJ (H46A/H47A) 1998.08-2003.08

ToppoBJ Wide (H48A) 1998.08-2001.06

Colt New (Z2xA) 2002.11-...

Colt Plus New (Z2xW) 2004.10-...

 

3. Multi Select

 

Разумеется, не осталась в стороне и модная ныне схема с подключаемым электромеханической муфтой задним мостом, которая соответствует тойотовской ATC.

В режиме "2WD" привод осуществляется только на передние колеса. В режиме "4WD" при нормальных условиях задействованы передние колеса, но, в зависимости от условий движения, блок управления может автоматически перераспределять момент и на задний мост. В режиме "LOCK" (на небольшой скорости) муфта блокируется полностью, при этом момент практически поровну делится между осями.

 

Плюсы - подключение задних колес осуществляется "разумнее", нежели в схеме VCU; есть возможность жестко включить полный привод.

Минусы - не очень высокая живучесть; адекватность работы в режиме "4WD".

 

Модель Модификации

Grandis (NAxW) 2003.05-...

 

4. ACD+AYC

 

Надо признать, что самая продвинутая система легкового полного привода в мире была разработана именно MMC - для разных поколений Lancer Evolution.

Здесь имеется межосевой дифференциал, автоматически блокируемый гидромеханической муфтой с электронным управлением (ACD), причем "жесткость" его блокировки водитель может выбирать самостоятельно.

Вторая важнейшая составляющая - активный задний дифференциал (AYC). Он позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый от двигателя на левое и правое задние колеса, в зависимости от покрытия, положения руля и педали акселератора, частоты вращения колес и скорости автомобиля. В повороте наибольший момент поступает на наружное колесо, что создает дополнительный поворачивающий момент. На скользком или неоднородном покрытии AYC заменяет самоблокирующийся дифференциал (наибольший момент поступает на колесо с лучшим сцеплением). Начиная с Evolution VIII применяется усовершенствованный дифференциал Super-AYC, отличающийся планетарной передачей вместо конической и схемой управления с обратной связью.

 

Плюсы - проходимость, управляемость, максимальная "интеллектуальность".

Минусы - усложнение и удорожание конструкции.

 

Модель Модификации

Lancer Evolution VII (CT9A: RS, GSR), 2000.03-..., (GT-A) 2002.03-... (ACD, AYC)

Lancer Evolution VIII (GH-CT9A) 2003-2005 (ACD, Super-AYC)

Lancer Evolution IX (CT9A) 2005-... (ACD, Super-AYC)

 

5. PartTime

 

Один из самых простых видов 4WD (на некоторых моделях имеет название EasySelect) - с подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала - применяется на исходно-заднеприводных моделях.

Схема предусматривает непосредственное управление раздаточной коробкой при помощи рычага. Первоначально соединение передних приводных валов с колесами осуществлялось механическими муфтами свободного хода ("хабами") с ручным или автоматическим приводом. На более свежих моделях для облегчения процесса подключения переднего моста применяется система ADD, которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей.

 

Плюсы - относительная простота конструкции, наличие понижающей передачи.

Минусы - режим "4WD" можно использовать только на скользком покрытии (лед, снег, мокрая дорога) и в течение ограниченного времени - иначе повышается шум, расход топлива, ухудшается управляемость, сильно изнашивается резина и сами элементы трансмиссии. "Ручные" хабы надежны, но не слишком удобны в эксплуатации, а автоматические по живучести далеки от идеала.

 

Модель Модификации

Pajero III (V64W/V74W) 1999.06-...

(опц. - задний hybrid LSD / DiffLock)

Challenger/ PajeroSport / Montero Sport (K9xW) 1996.05-...

(опц. - задний hybrid LSD)

L200 / Strada (K7xT) 1996.12-...

(опц. - задний friction LSD / DiffLock)

Delica Space Gear (PDxW/PExW/PFxW) 1994.03-...

(опц. - задний friction LSD / hybrid LSD)

Pajero II (V2xW/V4xW) 1990.10-1999.11

(опц. - задний friction LSD / hybrid LSD / DiffLock)

L200/Strada (K3xT) 1991.03-1997.05

(опц. - задний friction LSD)

Delica Star Wagon/L300 1987.09-1999.06 (P2xW/P3xW/P4xW)

(опц. - задний friction LSD)

Pajero Mini (H56A/H58A) 1996.06-...

Pajero Junior (H57A) 1995.10-1998.04

Town Box (U62W/U62V/U62T/U64W) 1998.11-...

(опц. - задний friction LSD)

Town Box Wide (U66W) 1999.04-2001.06

(опц. - задний friction LSD)

Примечание. Friction LSD - частичная блокировка дифференциала при помощи фрикционных дисков, работающих в среде специального LSD-масла. Hybrid LSD - частичная блокировка дифференциала "закрытой" вискомуфтой. DiffLock - принудительная жесткая блокировка дифференциала посредством пневмопривода.

 

6. FullTime-V

 

Эта упрощенная схема постоянного полного привода устанавливалась на "малые Pajero". Здесь имеется межосевой дифференциал, блокирующийся при помощи вискомуфты закрытого типа. Понижающей передачи нет, распределение момента между передними и задними колесами - равномерное.

 

Плюсы - постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.

Минусы - вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей передачи.

 

Модель Модификации

Pajero-Io/Pinin (H6xW/H7xW) 1998-...

 

7. Super Select

 

MMC первой из японцев применила на джипах схему "отключаемого" полного привода с межосевым дифференциалом (затем отчасти повторенную тойотой в виде MultiMode), совмещающую в себе возможность и постоянно ездить на полном приводе, и временно отключать его для экономии топлива и уменьшения потерь в трансмиссии.

В режиме "2H" привод осуществляется только на задние колеса. В режиме "4H" подключается полный привод в раздатке и замыкается полуось переднего моста (при этом в межосевом дифференциале действует и "мягкая" автоматическая блокировка вискомуфтой). При перемещении рычага в "4HLc" межосевой дифференциал жестко блокируется. В положении "4LLc" кроме жесткой блокировки дифференциала, включается и понижающая передача в раздаточной коробке.

Использовалось два основных варианта управления раздаточной коробкой - 1) непосредственно рычагом и 2) электроприводом через блок управления (водитель фактически оперирует не рычагом, а джойстиком). Стоит отметить, что в SuperSelect MMC использовала схему "нормально-включенного" 4WD, так что при проблемах с управлением или пневматикой полный привод не исчезнет.

В качестве опции к SuperSelect прилагается порой задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen (Pajero Io), самоблокирующийся "фрикционный" или дифференциал с принудительной блокировкой пневмоприводом (Pajero).

 

Плюсы - постоянный полный привод в сочетании с "особо экономичным режимом", "мягкая" и жесткая блокировки межосевого дифференциала, понижающая передача.

Минусы - переусложнение конструкции.

 

Часть Pajero III получили в качестве опции MATC (Mitsubishi Active Traction Control), динамическую систему контроля тяги, которая на дорогах с твердым покрытием работает как противобуксовочная система, а на бездорожье имитирует блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов, просто подтормаживая буксующее колесо. Минусы - меньшая эффективность по сравнению с DiffLock, возможен неравномерный износ колодок, при переходе ABS в аварийный режим блокировка исчезает.

 

Модель Модификации

Pajero II (V2xW/V4xW) 1990.10-1999.11

(опц. - задний friction LSD / hybrid LSD / DiffLock)

Pajero III (V6xW/V7xW) 1999.06-...

(опц. - задний hybrid LSD / DiffLock / MATC)

Delica Space Gear (PDxW/PExW/PFxW) 1994-...

Pajero Io/Pinin (H6xW/H7xW) 1998.05-...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ошибочки есть в статье касательно наличия того или иного типа привода у конкретных марок.

:(

про мицубиси вроде правильно, но неужели у паджеро-3 в каких-то версиях есть парт-тайм?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за инфу ! Весьма познавательные разъяснения . Всё разложено "по полочкам "  ! 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Киа спортеидж,  внедорожник.  

Рама, раздатка. 

Поный привод можно включать везде, и на асфальте и в грязи.  

Перед отключаемый.  

Имел такои, автоматный,с лсдишным задним редуктором.  На 31 колесах  он мог. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×